1.6 Познавательная деятельность человека. Научное познание
Лекция
3. Стр. 26-36
Тема 1.5 Деятельность человека
1. Деятельность
и ее признаки
2. Мотивация
деятельности
3. Потребности
и интересы
4. Структура
деятельности
5. Многообразие
видов деятельности
6. Свобода и
необходимость
Тема 1.6 Познавательная деятельность
человека. Научное познание
1. Познание и его формы.
2. Мышление, его формы и методы.
3. Истина и ее критерии
4. Виды знаний.
1.
Деятельность - это сознательная
активность человека, в ходе которой он изменяет мир вокруг себя и меняется
сам. К
основным признакам (характеристикам) деятельности
относят: сознательный характер
(осмысленное определение человеком
цели деятельности и
предвидение её результатов); продуктивный характер
(направленность на получение
результата); преобразующий характер (изменение человеком
в процессе деятельности
окружающего мира и
самого себя); общественный (социальный) характер
(необходимость разнообразных социальных
взаимодействий в процессе
деятельности).
2.
Человек совершает те или иные действия под влиянием
мотивов. Мотив – это конкретная причина, побуждающая человека
действовать для достижения поставленной цели.
Обычно деятельность человека определяется совокупностью различных
мотивов. Поэтому учёные говорят о мотивации, придающей смысл деятельности.
В психологии
различают следующие виды
мотивации:
1.
внешнюю (обусловлена
внешними для человека
обстоятельствами, а не
содержанием какой-то деятельности) (например, соревнования с целью получения награды).
2. внутреннюю (связана
с содержанием деятельности,
но не с
внешними обстоятельствами)
3.
положительную (основана на
положительных стимулах) и отрицательную
(основана на
отрицательных стимулах, боязни
или избегании каких-то
неприятностей),
4.
устойчивую (базируется на естественных человеческих
потребностях)
утолить жажду, голод и
др.
5.
неустойчивую (требует постоянной
внешней поддержки).
3.
В мотивах деятельности человека проявляются его
потребности. Потребность -то
переживаемая человеком нужда в том, что необходимость поддержания его организма
и развития личности. Потребности человека нередко связаны с получением
каких-либо предметов или с занятием определённой деятельностью, которая должна
принести пользу, положительные эмоции.
Осознание
потребности всегда сопровождается эмоциями человека (например, страданием от
неудовлетворения потребности, радостью от приобретения желаемого предмета или занятия
интересной деятельностью). Человек ориентирован на поиск возможных путей
удовлетворения своих потребностей.
Интересно, что удовлетворение потребности может принести человеку не
только радость или другие положительные эмоции, но и разочарование или даже
отвращение (например, сытый человек какое-то время даже не может думать о еде, которая
ещё несколько минут назад доставляла ему удовольствие). Одна и та же
потребность может удовлетворяться с
помощью разных предметов (например, потребность тепле может быть удовлетворена с помощью
тёплой одежды, горячей еды, обогреваемого жилища).
И
наоборот, один и тот
же предмет может
удовлетворять несколько потребностей
(например, дорогой мобильный
телефон могут купить
не только для
удовлетворения социальных потребностей
в общении или
получении ин-формации, но
и для того,
чтобы подтвердить свой
высокий социальный статус,
произвести впечатление на
других людей). Невозможно раз
и навсегда удовлетворить
какую-то потребность человека
- она будет
возникать вновь и
вновь. Потребности исторически
неизменны, они отражают природу человека, но от эпохи к эпохе существенно
меняются интересы человека.
Учёные
выделяют разные виды потребностей.
Естественные
(биологические) - потребности в пище, воде, воздухе, отдыхе,
двигательной и мыслительной активности, как и потребности в продолжении рода, в
безопасности от внешних разрушительных воздействий.
Духовные
(идеальные) -
потребности человека в познании самого себя и окружающего мира, в
создании красоты и соприкосновении с прекрасным, религиозной вере и
художественном творчестве. Человек стремится к душевному комфорту, эмоц-й
привязанности к др. людям, одобрению тех людей, с которыми он взаимод-т. Социальные потребности - общение
с другими людьми, труд, занять определённое положение в обществе, достичь
жизненного успеха.
Учёные
также различают потребности отдельного человека (индивидуальные потребности)
и потребности социальных групп, общества в целом (общественные потребности). С точки зрения необходимости и пользы
выделяют потребности подлинные (разумные, истинные) и ложные
(неразумные, мнимые). К первым
относят потребности, без
которых человек либо просто не может прожить (естественные,
социальные), либо они необходимы
для его совершенствования, раз-вития
(духовные). Ко вторым -
потребности, без которых жить не только можно, но и необходимо, они приводят к
разрушению личности, причём человек деградирует как
физически, так и психически (алкоголизм, наркомания и др.)
В
формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Интерес связан с
сосредоточенностью в определённом объекте, которая порождает стремление ближе
его узнать и понять, не упускать из поля зрения. Интерес удерживает внимание человека на
объекте долгое время, и, как правило, такой объект не надоедает. Интересное занятие всегда окрашено
положительными эмоциями. Учёные различают следующие виды интересов:
непосредственные (стремление добиться успеха, собственно, от выполнения
определённого процесса) и опосредованные (стремление к
получению результата через использование определённых
возможностей). Материальные
интересы связаны с потребностями улучшить качество жизни, повысить уровень
доходов, избежать угрожающих ситуаций и т. п.; духовные интересы
позволяют личности познавать мир, расширять кругозор, реализовывать свои
способности, совершенствовать свои нравственные качества и т.п. По содержанию, определяющему их общественную
ценность, выделяют общественные и личные интересы.
4.
Субъектом деятельности является человек (социальные
группы, организации, общество в целом). Объектами деятельности (то/тот,
на что/кого направлена деятельность) могут выступать предметы и явления,
процессы окружающего мира, люди, социальные группы, общество в целом.
Осознанные потребности, интересы, убеждения, идеалы и др., определяющие его
направленность, активность (мотивы), позволяют наметить цель
(образ желаемого результата деятельности).
Дальше он определяет необходимые ему средства, выбирает способы
деятельности и осуществляет определённые действия. В процессе деятельности человек не только
осуществляет какие-то действия, совершает поступки, но мыслит, проявляет волю,
испытывает разные эмоции.
5.
Деятельность человека разнообразна: игра, учёба, труд,
общение. Игра представляет
собой деятельность, которой люди добровольно занимаются в свободное время ради
удовольствия не только от результата, но и от самого процесса игры. Игра очень важна для развития личности и
интеллекта ребёнка. Участие в спортивных
играх делает более выносливым, учит взаимодействовать в команде. Также в игре ребёнок общается, учится
соблюдать определённые правила. Играют
не только дети, но и взрослые. Например,
деловые игры, военные игры способствуют совершенствованию профессиональной
подготовки. Некоторые учёные рассматривают любую
деятельность в сфере искусства как игру.
Есть игры, которые позволяют взрослому человеку занять свой досуг,
отдохнут.
Учёба - это специально организованный процесс получения знаний и умений, необходимых для жизни в обществе. Учёба является составляющей познавательной деятельности, которая осуществляется в разных формах на протяжении всей жизни человека.
Труд - деятельность людей, направленную на создание материальных
и духовных ценностей. Воздействуя на окружающий
мир, приспосабливая его к своим потребностям, люди не только обеспечивают условия своего существования, но и
способствуют развитию общества. Трудовая деятельность осуществляется ими на
основе профессионального разделения труда и кооперации (сотрудничества).
С одной стороны, каждый человек выполняет свои профессиональные функции, с
другой - деятельность профессионалов в разных областях направлена на достижение
общего результата. Поэтому очень важно
создание психологически комфортных отношений в трудовом коллективе и соблюдение
дисциплины каждым участником процесса труда.
Благодаря общению устанавливаются и развиваются контакты между людьми,
происходит обмен информацией.
Деятельность
может носить практический характер, например строительство дома,
приготовление обеда, принятие нового закона. Духовная деятельность
связана с познанием, а также художественным отображением мира, формированием
отношения к нему и к человеку в нём. Если в процессе своей деятельности человек
создаёт что-то новое, оригинальное, ранее не существовавшее, то говорят о её творческом
характере. Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только
для данного человека, но и для других. Деятельность по образцу называют репродуктивной
деятельностью.
Человек имеет возможность в соответствии со своими интересами определять цели и ставить конкретные задачи, планировать свою деятельность, подбирать необходимые средства для её осуществления, он также может при необходимости корректировать свою деятельность. Такую возможность человека учёные называют свободой. Философы рассматривают свободу как возможность проявления индивидом своей воли; юристы - как обеспеченную правовыми нормами возможность определённого поведения человека, политики - как отсутствие вмешательства или помех.
Свобода - это возможность человека осознанно выбирать решение и поступать в соответствии со своими желаниями, целями, идеалами, оценками и интересами. У каждого человека своё представление о свободе, поэтому в современном обществе принято добровольно ограничивать себя во избежание нарушения свободы других людей. Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия и намерения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других. Поскольку каждый предстаёт перед обязанностью действовать в соответствии с существующими правовыми и другими социальными нормами, свобода каждого индивида ограничивается необходимостью их соблюдения.
Понятие необходимость подразумевает неизбежную обязанность выполнять те или иные действия. Свобода заключается не в воображаемой независимости от объективных обстоятельств, а в умении осознанно принимать решения в ситуации выбора, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Способность осуществлять выбор - это и есть основа свободы - самостоятельность. Свобода порождает ответственность личности за принятое решение и поступки перед обществом и самим собой.
Ответственность - это
осознанная готовность человека принимать всю совокупность последствий своих
действий. Ответственность порождает обязанности.
1.Познанием называют активное
отражение действительности в сознании человека, процесс получения знаний:
постижение новых фактов, явлений, законов.
Существуют
несколько значений понятия «знание»: во-первых, способности, умения, навыки,
которые базируются на осведомлённости; во-вторых, познавательно значимая
информация; в-третьих, особая познавательная единица, выражающая отношение
человека к действительности. Учёные различают чувственное и рациональное
познание. С помощью чувственного
познания мы можем судить только о внешних свойствах отдельных предметов:
их форме, величине, цвете и др. К формам чувственного познания относят ощущение,
восприятие, представление. Ощущение и
восприятие предполагают непосредственное воздействие объекта на органы чувств
субъекта познания. Ощущения передают лишь
отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание и др. Восприятие представляет собой совокупность
ощущений, оно отражает целостный чувственный образ предмета. Образы, которые сохраняются в памяти человека
на основе его прошлых ощущений и восприятий, называют представлениями. Задачу
обобщения и анализа информации, полученной с помощью органов чувств, выполняет рациональное
(от лат. ratio-разум) познание.
На
этапе рационального познания субъект
отвлекается от
частных свойств отдельных
предметов, обобщает их, соотносит их существенные свойства и далее оперирует
общими существенными признаками групп однотипных объектов.
2. Мышление - это
познавательная способность, благодаря
которой человек получает знания о мире и самом себе, а также
планирует и осуществляет свою
деятельность. Мышление в самом
смысле - способность к познанию существенных свойств и связей
(причинно-следственных, структурно-функциональных, пространственных, временных
и др.) объектов, выходящих за
рамки чувственной информации и практического опыта человека.
Процесс мышления непосредственно связан с физиологией человека (строением и
работой мозга) и языком (определённой знаково-символической системой,
в которой сохраняется
и передаётся информация).
Опосредованный характер мышления заключается в том,
что человек благодаря
мышлению познаёт скрытые
свойства, связи и
отношения предметов.
Мышление
-
это взаимодействие субъекта с объективным миром; с познаваемым объектом, в ходе
которого осуществляется аналитическая деятельность; а также с понятийным аппаратом
языка.
Различают
следующие формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие -
это мысль, фиксирующая
существенные общие признаки
объекта, группы, класса
объектов.
Суждение - это форма мысли, в которой на основе связи понятий утверждается или отрицается наличие у познаваемых объектов каких-либо признаков, связей.
Умозаключение - форма
мысли, в которой на основе
имеющихся суждений логически выводится
новое суждение. Умозаключения могут строиться от частного
положения к общему (метод индукции) или от общего к частному (метод дедукции)
3.
Истина
- знание, соответствующее свойствам познаваемого
предмета. Истина объективна: её
содержание соответствует действительности, а
потому оно не
может зависеть от
познающего субъекта, от его
предпочтений или оценок. Истина всегда конкретна: соотнесение знания с
реальностью всегда осуществляется при определённых условиях. Истинное знание может соответствовать
познаваемому предмету с разной степенью точности и полноты. Поэтому под относительной
истиной понимается точное при определённых условиях и/или недостаточно
полное знание о предмете, которое с течением времени, по мере развития науки
может измениться, под абсолютной истиной - абсолютно точное, полное и окончательное знание.
Заблуждением называют неверную информацию, ошибочно принимаемую за истину.
Критерий истины - это
то, что позволяет
отличить истину от
заблуждения или лжи.
В качестве основного
критерия истины признают
общественную практику.
Практика - источник и цель познания. Многие науки были порождены практическими потребностями общества. Человек познаёт окружающий мир и себя самого для того, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.
Практика - основа познания. Человек в процессе своей жизнедеятельности преобразует окружающий мир. Практика даёт объекты познания, методы, оборудование.
Практика -
критерий истины. Пока теоретическое положение
не будет проверено,
не претворится в
практике, оно останется
всего лишь гипотезой
(предположением). Результат познания
- обычно выраженный
в языке или
другой знаковой форме - знание.
4.
Виды знаний.
Остановимся подробнее на особенностях научного познания.
Научное познание - особый
вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных,
системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
(научных знаний). Научные знания всегда
объективны, независимы от личности учёного. Они проверяемы и
воспроизводимы (уникальный результат, который не может быть проверен
другими исследователями, не включается в научное знание). Эмпирические данные приобретают научный
характер только при их включении в систему теоретических положений, выводов (рациональность). Научное знание представляет собой систему:
элементы научного знания взаимосвязаны; понятия, теоретические положения,
гипотезы, аргументы, выводы и т. п. составляют научную теорию, а эмпирические
данные служат основой или обоснованием теоретических положений. Все научные утверждения, гипотезы подлежат доказательству.
Эти утверждения, научные теории, доказательства формулируются специальным «языком
науки».
Выделяют
социально-гуманитарные (история, социология, экономика, политология,
правововедение, культурология, эстетика и др.), точные и технические
(математика, информатика, космонавтика, машиностроение и др.),
естественные (физика, химия,
биология, физическая география,
астрономия, геология, медицина
и др.) науки, а
также науку о
познании и мышлении
(логика).Особый вид познавательной деятельности
- социальное познание -
связан с приобретением и развитием знаний
о человеке и
обществе.
Эмпирический — это выявление фактов,
очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе
эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание (ощущения,
восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.
Теоретический – это выявление
фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых
предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В
основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения,
умозаключения и выводы.)
Каждый
уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis -
предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.
Эмпирические
методы
научного познания
Наблюдение – восприятие предметов,
явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного
затмения)
Эксперимент-изучение предметов познания
в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение
роста растения в изменённых условиях)
Сравнение – выявление различия и
сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и
деепричастия)
Измерение – определение отношения
измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к метру,
грамму).
Пояснение.
Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.
Теоретические
методы
научного познания
Анализ – (от греч. разложение,
расчленение)процесс мысленного и фактического разложения целого предмета
изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности
(например, анализ литературного произведения, его темы, идеи,
характеристика героев).
Синтез – (от греч. соединение,
сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и
изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех
подтем по единой теме «Имя существительное»)
Индукция —(от лат. наведение)переход
от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему
(например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем
выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).
Дедукция — (от лат. — выведение)
выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом
предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие
правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает
отдельно на конкретных примерах).
Абстрагирование
– (от лат.
— отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради
выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии
учащиеся изучают систему кровообращения человека, не говоря в это время о
других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и
т.д.)
Моделирование – создание модели
изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках
химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).
Аналогия – (от греч. соответствие)
изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение
задач, подобных той, которую объяснил учитель)
Идеализация — (от лат. образ)
,мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в
действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть,
как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).
Классификация – (от лат.- разряд и
делать) объединение различных изучаемых предметов в группы по
каким-либо признакам (например, классификация растений).
Формализация – (от лат. - вид, образ) знаковая,
символическая система отражения знаний (например, химические символы для
отражения веществ)
Теоретические
методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения,
проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы
получить достоверные научные знания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий