Лекция 4. стр. 44-52 Обществознание Котова О.А. базовый уровень
Тема 2.1 Культура и ее формы
1.
Понятие и функции культуры
2.
Разновидности культуры
3.
Развитие культуры
Тема 2.2 Категории и принципы морали
в жизни человека и развитии общества
1.
Мораль и ее функции
2.
Мораль как духовная ценность
3.
Категории и принципы морали. стр. 51
4. Нравственные чувства стр. 52
1. Существует множество определений культуры. Приведём лишь некоторые из них. Культура
(от лат.
cultura - возделывание, воспитание, образование, почитание)
1)
совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и
преобразования природы;
2)
совокупность достижений
человечества в социально-экономической, политической и
духовной жизни;
3)
уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (например,
культура труда, культура потребления, правовая культура);
4)
характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций;
5) уровень, степень развития человека как члена
общества.
Функции
культуры – стр. 45.
(ВЫПИСАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО В СЕМИНАРСКУЮ ТЕТРАДЬ).
2. Разновидности
культуры выделяют по многим основаниям. В более узком смысле принято говорить о
материальной культуре (техника, технологии, материальные ценности) и духовной
(наука, искусство, философия, мораль и т.д.); о политической, экономической и
других культурах. Материальную культуру обычно связывают с практической
деятельностью: человек строит жилище, создаёт одежду и иные предметы обихода,
прокладывает дороги, разрабатывает и применяет технические средства и
технологии. Уровень развития
материальной культуры изучается и оценивается с точки зрения удовлетворения
материальных потребностей человека и общества.
Духовная
культура
отождествляется с достижениями науки и искусства, религиозными убеждениями,
представлениями о смысле жизни, идеалами и ценностными ориентациями, разного
рода нормами. Духовная культура пронизывает все стороны общественной жизни и
взаимодействия людей, создавая ощущение единства, групповой идентичности. Учёные отмечают особую долговечность
духовных ценностей в отличие от ценностей материальных, а также безграничность
потребностей людей в получении новых знаний, эстетических переживаний от
произведений искусства, в
стремлении постичь смысл человеческого бытия и т. п. Разделение культуры на
материальную и духовную довольно условно, поскольку в материальных предметах
воплощаются достижения науки, художественные образы, религиозные и иные
ценности. Примечательно, что прямая
связь между уровнем развития материальной и духовной культуры отсутствует:
далеко не всегда тяжёлые материальные условия существования человека
ограничивают горизонты его духовного развития, и наоборот.
В единой
национальной культуре принято
также выделять субкультуры - часть общей культуры, система ценностей,
которая присуща определенной группе,
например жителей мегаполисов
или сельской местности,
детей, молодёжи, фанаты, различных профессиональных групп
(врачей, военных, полицейских
и т.д.). Субкультуры несут в
себе ценности, особенности
образа жизни этих
социальных групп и,
как правило, добавляют
разнообразия, ярких красок
в национальную культуру
как устойчивую историческую
целостность. В процессе развития
культуры локальные культурные
ценности могут выходить
за рамки своей
социальной среды, претендуя
на некоторую универсальность. В
этом случае можно
говорить не о
субкультуре, а о
появлении контркультуры-оппозиция и альтернатива по
отношению к господствующей в обществе культуре. Как пример можно привести
подростково-молодежные группы, ценности и образ жизни которых противоречат
общепринятым: например, готы, панки, анархисты и т.д. Также к
контркультуре относятся криминальные группы, которые действуют против
правил общей культуры: воры, хулиганы, наркоманы.
Вы помните
о том, что
учёные выделяют народную культуру (она
из поколения в
поколение передаётся в
устной традиции и
отражает национальный характер,
создаётся коллективной творческой
деятельностью народа, показывает
его историю и
повседневную жизнь),
Народная культура
создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее
продукт - мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки
народной культуры:
-следование традициям и ритуалам;
-
ограниченное информационное поле
Массовая
культура (культуру индустриального общества,
носящую коммерческий характер
и связанную с
развитием массового производства и стандартами потребления, научно-техническими достижениями), концертная и эстрадная
музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации).
Элитарная культура рассчитанная
на узкий круг
ценителей и знатоков,
подготовленных к восприятию
сложных по форме
и содержанию произведений (критики,
литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты). В основе культуры лежит творческая
деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого
человека. В результате создаются предметы материальной и произведения духовной
культуры, человек одновременно изменяет и себя самого: совершенствует умения,
развивает способности, воображение ит.
п. Все эти приобретаемые качества
человека также становятся частью культуры.
3.
Можно
обозначить два пути приращения культурного богатства: это преемственность в
культуре и творческие прорывы - новаторство. Преемственность связана с сохранением и
передачей ценностей от одного поколения другому. Элементами культурного
наследия являются также социальные нормы, например обычаи, обряды, церемонии:
так воспроизводится следующими
поколениями определённой этнической
группы, например, свадебная
церемония. Но наследоваться могут
и законченные произведения, что явно прослеживается в
искусстве, напри-мер живописи или
литературе. Сохранение и передача
произведений искусства дают нам
возможность получать эстетическое
удовольствие, а также
усваивать ценности, знания
и опыт создателя
произведения, например, при
прочтении романа или
стихотворения, просмотре полотен
в картинной галерее
Тема 2.2
1.
Мораль
(от лат.
mores - общепринятые традиции,
негласные правила) - это
совокупность жизненных ориентиров,
сформированных из представлений
человека о добре
и зле, о
дозволенном и недозволенном. Мораль регулирует
отношения между людьми
с помощью системы норм, принципов, идеалов и ценностей, отражающих
представления о добре и зле.
См. стр. 50. Функции морали: (САМОСТОЯТЕЛЬНО В СЕМИНАРСКОЙ ТЕТРАДИ).
Мораль регулирует общественные отношения во всех сферах жизни общества и деятельности людей. Она требует от человека определённого поведения, но при этом не имеет специальных организаций, которые создавали бы моральные нормы и контролировали их исполнение.
Мораль
не формализована, она позволяет оценить поведение человека в любой жизненной
ситуации, но оценки эти носят исключительно субъективный характер и могут
расходиться, например, с правовой оценкой тех же поступков. Основой морали
является внутренняя мотивация поведения человека и механизмы его самоконтроля. Для
обозначения отдельных сторон, уровней моральных требований, их
конкретно-исторических особенностей иногда используют термин «нравственность»;
но чаще всего слова «мораль» и «нравственность» рассматривают как синонимы.
2
вопрос. Духовные
ценности определяют конечные цели человеческого существования: к чему человек
должен стремиться, ради чего он живёт; что является национальной идеей
народа. Духовные ценности
формируются на протяжении веков, они подвергаются длительному отбору, их
качество проверено временем. Высшие
ценности - это всеобщие ориентиры, нравственные маяки. Ключевое значение имеют высшие ценности,
их называют идеалами, например идеалы
добра, справедливости. Эти идеалы
в разные
эпохи и в
разных культурах могут
получать различное содержание,
но при этом
они отражают исторический
духовный опыт целого
народа, а иногда
и всего человечества.
Гражданственность
как
общественная ценность и категория морали связана с честным выполнением
гражданских обязанностей, интересом к судьбе Родины, преданностью ей. Высшим
проявлением гражданственности является патриотизм - чувство любви
и преданности Отечеству, готовность подчинить свои частные интересы интересам
страны. Патриотизм предполагает любовь к
Родине, верность и преданность своему народу.
Это может выражаться в почитании символов и исторических святынь
Отечества, заботе о своём родном крае, населённом пункте. Патриотизм сплачивает
людей в стремлении сохранить свою национальную культуру, прославить свою
страну, обеспечить её
процветание. Патриотизм делает
народ и каждого человека
ответственным за жизнь
своего народа. Без патриотизма нет такой
ответственности. Вместе с тем чувство патриотизма ни в коем случае
нельзя путать с идеями биологического, культу
3
вопрос. Основу морали
составляют представления о
добре и зле. Добро
всегда связано с
бескорыстным и искренним
стремлением к осуществлению
того, что хорошо
и справедливо. Доброта
- качество человека,
который находит удовольствие
в счастье и
благополучии ближних и
стремится делать добро.
Добрый человек испытывает
сострадание при виде
чужой беды, готов
оказать помощь, он
честен и справедлив,
бескорыстен, умеет прощать
другим людям их
слабости и ошибки.
Добро представляет собой
единство побуждения и
поступка. Добрыми должны
быть и цели,
и средства их
достижения. Зло
противоположно добру и
связано с намеренным
причинением вреда, ущерба,
страданий. Каждому человеку
необходимо отличать добро
от зла. Моральные
нормы ему в
этом помогаю помогают.
Рассмотрим некоторые
понятия морали.
Долг -
внутренне принимаемое (добровольное) моральное
обязательство человека перед
самим собой и
другими людьми.
Достоинство -уважение и
самоуважение каждого человека, не зависящее от положения в
обществе и взглядов человека, это
представление о равенстве
всех людей перед нравственными нормами, их способности
отвечать за свои поступки
и помыслы. Человек
обретает достоинство через
нравственный выбор в
пользу добра.
Честь
-
это достойные уважения и гордости моральные
качества человека; его
соответствующие принципы. Как написано в Толковом словаре В.И. Даля:
«Честь -
внутреннее нравственное достоинство
человека, доблесть, честность,
благородство души и чистая совесть».
Совесть - способность
самостоятельно определять свои нравственные обязанности и
требовать от себя
их выполнения. Именно она позволяет человеку критически
оценивать не только свои поступки, но и мысли, желания, подсказывая, как правильно
себя вести в той или иной ситуации.
Смысл
жизни
- это всё то, ради чего человек живёт. Конечно, каждый человек
самостоятельно определяет для
себя смысл жизни.
Но в его
основе лежат главные
жизненные цели личности, связанные с выработанными представлениями о
добре и зле,
счастье, справедливости, цели
и содержании жизни.
Каждый
человек имеет своё представление о том, что такое счастье. Но
если попытаться дать
обобщённое определение, то счастье -
это состояние благополучия,
радости, полноты жизни.
Основные принципы
морали -
это установки, сложившиеся
в той или
иной культуре, на
основании которых человек
оценивает конкретные действия
- свои собственные
и других людей.
В отличие от
норм, которые фиксируют
конкретные предписания или
запреты, принципы помогают
человеку самостоятельно принять
решение о том,
как поступить в
соответствии с моральными ценностями. Историческое развитие
человечества, развитие культур и
цивилизаций даёт нам
разнообразные примеры моральных систем, основанных на различных принципах.
Например, если в христианстве
в качестве отношения
к личным врагам
проповедуется всепрощение и
молитва за них,
то в буддизме
сама вражда воспринимается как иллюзорное столкновение
иллюзорных желаний, которое
подлежит забвению.
Основные
принципы морали - альтруизм, готовность
к самопожертвованию во имя высоких
идеалов, любовь к
Отечеству, милосердие, традиционные
семейные ценности, социальное
равенство, гуманизм. Альтруизм (от лат. alter
другой, другие) как принцип
морали предполагает бескорыстное
служение другим людям,
готовность жертвовать ради
них своими интересами.
Он противопоставляется эгоизму (от
лат. ego - я),
под которым понимают поведение, целиком определяемое мыслью о
собственной выгоде, когда
индивид ставит свои
интересы выше интересов
других.
Ещё один
принцип морали - милосердие -
готовность человека помочь
тому, кто оказался
в трудном положении,
пожалеть его, проявить
к нему сострадание.
Христианство, ислам, буддизм,
иудаизм обращают пристальное внимание на этот моральный
принцип. Милосердный человек воспринимает мучения других как
свои собственные и
стремится облегчить их
страдания. Он не
разделяет людей на
«своих» и «чужих»,
в каждом видит
«своего». Другой важный принцип
- равенство. Равенство означает равные
социальные возможности для
разных людей. Оно также
предполагает единые моральные оценки
личных поступков человека,
независимо от его
возраста, пола, расы,
национальности, уровня доходов,
общественно-политического
статуса и т. д.
4
вопрос.
Каждый человек
не только оценивает
свои поступки и
действия других людей
с позиций добра
и зла, но
и переживает их,
т. е. испытывает
нравственные чувства. Они
возникают как выражение
отношения к своим
поступкам и действиям
других людей. Совпадение
нравственных ценностей, проявляющееся в поступках и нравственных
чувствах, объединяет людей в коллективное
«мы», рождает чувство
солидарности.
Нравственные переживания
(стыд, вина, раскаяние)
могут подсказать, даже
если человек не
может сформулировать нравственный
принцип, что является
хорошим, а что
плохим. Наш
соотечественник психолог Л.С. Выготский (1896–1934) писал, что жизненный путь
личности - это история переживаний. Накопленный в
юношеском возрасте опыт
нравственных переживаний очень
важен для его
дальнейшей взрослой жизни. Каждый день в
жизни мы принимаем
решения, совершаем выбор.
Моральный выбор
- это осознанное
предпочтение человеком того
или иного варианта
поведения в конкретной
ситуации в соответствии
с личными или
общественными моральными установками.
Человек делает нравственный выбор на основании нравственных
принципов и личного
опыта нравственных переживаний.
Важно, чтобы при этом он
руководствовался правилом «Не
делай другому того,
чего себе не
желаешь».
Комментариев нет:
Отправить комментарий