Лекция 2.1 Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры
1. 1. Рынок как экономическая категория.
2. 2. Законы рынка. Закон спроса и предложения.
3. 3. Конкурентное ценообразование.
Рынок- это совокупность экономических
отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые
основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкурентности.
К функциям рынка относятся:
1) Информационная
– рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и
услуг, их ассортименте и качестве;
2) Посредническая
– рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
3) Ценообразующая
– цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с
учётом конкуренции;
4) Регулирующая
- рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
5) Санирующая
(оздоровительная) – «естественный отбор»
среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции,
рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий.
Спрос – это количество товаров и услуг, которые потребитель может и готов купить по конкретной цене и в определенный момент времени.
Предложения - это количество товаров и услуг, которые продавец готов предложить на рынок по конкретной цене и в определенный момент времени.
Закон спроса - повышение цен ведет к уменьшению величины спроса.
Закон предложения - повышение цен ведет к увеличению величины предложения.
Чем больше спрос, тем выше предложение.
2.Факторы,
влияющие на спрос
- уровень дохода потребителей
- их вкусы и предпочтения
- ожидания изменения дохода и цен
- изменение спроса на взаимозаменяемые и дополняющие товары
- изменение числа покупателей
Эластичность – это мера реакции одной величины на изменение другой.
Важнейшие переменные, влияющие на величину и характер спроса и предложения: цены на товар и ресурсы, уровень дохода, временный период. Это относительные величины, выраженные в процентах.
1.
Экономика
предприятия (фирма): понятие, признаки, структура
2.
Организационно-правовые
формы предприятий.
3.
Цели,
виды предпринимательской деятельности.
Экономика предприятия - система знаний, связанных с
процессом разработки и принятия хозяйственных решений в ходе деятельности предприятия.
Предприятие является самостоятельным
хозяйственным субъектом, с
правами юридического лица, целью
деятельности которого выступает удовлетворение общественных потребностей и
получение прибыли. Согласно ст.132 ГК РФ предприятие - имущественный комплекс, используемый
для осуществления предпринимательской деятельности.
Оно включает в себя:
1. Недвижимое имущество
(земельные участки, здания, сооружения)
2. Движимое имущество (инвентарь,
продукция, денежные средства на счетах и в кассе)
3. Права на обозначение (товарный
знак)
4. Права на интеллектуальная
собственность, заключение договоров
5. Долги
Критерии:
1.количество работников на предприятии
2. выручка за определенный период времени
3. стоимость уставного капитала
4. стоимость производственных фондов
Расширение фирмы возможно при: увеличении
прибыли, обеспечении стабильности, укрепление на рынке, увеличение ассортимента
товаров.
По отраслевой принадлежности –
промышленное, сельскохозяйственное, строительное, финансово-кредитное,
торговое.
По размеру – малое, среднее, крупное.
По организационно - правовому устройству-
единоличное, хозяйственное товарищество, производственный кооператив,
государственное и муниципальное предприятия.
Горизонтальное - это объединение фирм, выпускающих одинаковую продукцию.
Вертикальное - это
объединение фирм, осуществляющих разные, но связанные между собой стадии
производственного процесса. Пример, фирма по производству машин, покупает
комплектующие изделия у поставщиков, и занимается только сборкой автомобилей,
после объединения состоит из сталелитейного, шинного, лакокрасочного
производства, применяет свое электрооборудование, т.о. у нас получился единый
производственный процесс. Группа фирм производящих одинаковую продукцию,
представляют собой отрасль.
Диверсификационное - это
объединение фирм, производящих разного рода продукцию, например пищевую и
химическую, с целью повышения имиджа фирмы, большой доход, доступ к новым ресурсам.
Транснациональные - осуществление
контроля над фирмами в нескольких странах («форд», «кодак»).
1. Экономическая обособленность. Проявляется в имущественной
обособленности. Предприятие имеет завершенный воспроизводственный цикл: оно
мобилизует ресурсы, преобразует их и получает готовый продукт, реализует его и
полученную выручку использует вновь для приобретения ресурсов.
2. Технологическая обособленность. Предприятие имеет завершенный
технологический цикл производства. Его результатами могут быть конечный товар
или промежуточный продукт, предназначенные для производственного потребления.
3. Юридическая обособленность находит свое выражение в наличии устава
предприятия (для отдельных видов предприятий — только учредительного договора),
счета в банке, ведении бухгалтерского баланса, наличии права договорных
отношений и найма работников, определенной имущественной ответственности.
Многие предприятия также стремятся разработать и зарегистрировать свой товарный
знак. Распечатать и показать
товарные знаки.
4. Участие в общественном разделении
труда. Сбыт продукции и
ресурсное обеспечение - это те области деятельности предприятия, в которых оно
ощущает свою наибольшую экономическую зависимость от других.
Ликвидация предприятия - процесс, завершающий деятельность предприятия, который можно
разделить на виды: добровольная ликвидация и альтернативная. Альтернативная
ликвидация представляет собой либо продажу компании, либо внесение
реорганизации фирмы. Продажа компании означает, что фирма остается действующим
юридическим лицом, но с иным собственником (участником) и с иным руководителем
(директором, генеральным директором). Реорганизация компании фактически
приводит к внесению записи о прекращении деятельности юридического лица.
2. По действующему
законодательству в настоящее время в России различают следующие
организационно-правовые формы предприятий:
1. Единоличное предприятие – ИП, фермерское хозяйство. Наиболее
простой и дешевый способ организации бизнеса. Преимуществами данной формы
является: свобода действий и гибкость (сам себе хозяин), стимул деятельности –
получение прибыли после уплаты налогов. Имущество предприятия и его учредителя
не разделимо, все расходы и убытки и доходы целиком лежат на плечах
предпринимателя (полная и неограниченная ответственность за дела компании).
Основными недостатками являются: ограниченность финансовых и материальных
ресурсов, неограниченная ответственность. По статистическим данным из 10
возникших в течении 5 лет прекращают свою деятельность 7.
2. Полное
товарищество – объединение нескольких учредителей, которые обязаны внести
свою долю в компанию и работать здесь же. Их ответственность определяется как
полная и неограниченная. В названии должны фигурировать имена учредителей. Если
из товарищества выходит хотя бы один учредитель, то товарищество распадается
или расформировывается. Данная форма не требует устава, регистрации
товарищества, возникают сложности в принятии решений. В
форме полных товариществ в России часто выступают торговые, адвокатские
конторы.
3. Общество с ограниченной
ответственностью -
имущество компании
полностью отделено от имущества кредиторов, т.е. ограниченная ответственность.
Участники общества обладают количеством голосов пропорциональному размеру их
доли в уставном капитале. Внеся преобладающую долю в уставной фонд, вы обеспечиваете
себе решающий голос в делах управления. Кроме этого возможно учреждение
общества в форме материальных ценностей (автомобили, земельные участки,
лицензии) права членов общества реализуются на собраниях, которые проводятся не
реже1-2 раз в год. Собрание имеет право принимать наиболее важные решения:
утверждать годовой баланс, определять распределение прибыли, составлять смету
расходов, избирать директора сообщества, давать ему инструкции по разнообразным
вопросам. При выходе участника из общества ему выплачивается стоимость,
пропорциональная его паю в обществе. Обозначение Ltq (Limited) ограниченная
ответственность.
4. Кооперативы – это общество, деятельность
которого направлена не на получение доходов, а на оказание помощи и содействия
членам общества. Каждый член кооператива имеет в управлении предприятием один
голос, не зависимо от размера внесенного пая, и обязан трудиться в нем. Для
кооператива необходимо в письменной форме заключить договор (устав). Устав
определяет условия вступления в кооператив и называет номинальные суммы долевых
участий, регламентирует порядок выбора и состав правления. Права членов
кооператива реализуются на общем собрании, которое необходимо проводить не реже
одного раза в год. Решение общего собрания, как правило, принимаются простым
большинством. В России кооперативы получили свое распространение в
производственной деятельности, в сфере услуг, торгово-посреднической
деятельности.
Производственный кооператив – пример, жилищно-строительный кооператив.
5. Корпорация
(АО) - акционерные
общества, их уставной капитал создается за счет
привлечения широкого круга участников за счет продажи доли капитала. Здесь доля
каждого владельца выражена в ценных бумагах –акциях, а право голоса пропорционально имеющихся у владельца
акциями. В современной России они также получили широкое
распространение. Так, например, “ЕЭС России, “Газпром”, Сбербанк России, «ЛУКОЙЛ” являются
акционерными обществами. В западных странах корпорации, т.е. акционерные
общества – наиболее распространенная организационная форма крупных предприятий.
АО бывают двух типов - открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО). Акции открытых обществ
распространяются в свободной продаже на условиях, устанавливаемых законами и
другими правовыми актами. Однако главным является то, что акции такого общества
могут котироваться на фондовой бирже.
Особенностью закрытых АО является то,
что их акции распространяются только среди их учредителей или иных заранее
определенных лиц. Такое общество по российскому законодательству не вправе
проводить открытую подписку на выпускаемые акции. Число участников ЗАО
регламентируется законодательством (страховая компания «Макс», сеть
супермаркетов «Магнит»). В хозяйственной практике закрытые акционерные общества
гораздо более многочисленны, чем открытые, хотя средний размер капитала заметно
больше у последних.
6.Государственные
и муниципальные предприятия имеют, как правило, форму унитарных предприятий. “Унитарное” – значит
единое, неразделяемое на части. Следовательно, государственное и муниципальное
унитарное предприятие – это такая создаваемая государством и органами местного
самоуправления коммерческая организация, которая не наделена правом
собственности на закрепляемое за ней собственником имущество; иными словами,
имущество не может быть распределено по вкладам, паям, долям, в том числе между
работниками предприятия. Такие предприятия называются федеральными казенными
(например, предприятие “Монетный двор”). В своей деятельности государственное
предприятие руководствуется не только получением набольшей прибыли, но и
стремлением удовлетворить общественные потребности, что может снижать
экономическую эффективность или даже вести в некоторых случаях к потерям,
впрочем, оправданным. Например, больницы, школы, общественные службы преследуют
внеэкономические цели и не участвуют в собственно рыночном обмене.
Государственные предприятия в рыночной
экономике выполняют важные экономические и социальные функции.
3. ГК РФ определяет сущность предпринимательской деятельности – это
самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на
систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве
в установленном законом порядке. (Ч.1, ст.2.п.1)
В соответствии с установленной в ГК
трактовкой понятия целями
предпринимательской деятельности являются получение
максимального дохода при минимальном риске, создание и укрепление престижа
(имиджа), развитие бизнеса путем использования имущества, производства и
продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Все цели взаимосвязаны между
собой.
Согласно определения можно
выделить характерные черты
предпринимательства:
1. Владение капиталом, собственным или
заемным совершающим кругооборот.
2. Управление, надзор и контроль за
процессами производства и обращения капитала.
3. Подчинение процесса движения капитала
в любой сфере извлечению максимальной прибыли.
4. Учет и использование рыночной
конъюнктуры – конкуренции спроса и предложения и т.п., вплоть до вкусов
потребителей.
5. Свобода принятия хозяйственных
решений с целью обеспечения технических и экономических способов и методов
предпринимательской деятельности с наименьшими издержками производства.
6. Направленность производителей, как
оферентов – носителей предложения на удовлетворение потребностей, конкурентов –
носителей спроса, на обеспеченность общества товарами и услугами за счет
возрастающей производительности труда.
7. Способность к экспериментам,
новаторству и риску для достижения максимального успеха.
Функции предпринимательства:
1. Предприниматель берет на себя
инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства
товаров и услуг с целью получения прибыли;
2. Предприниматель есть организатор производства,
настраивающий и задающий тон деятельности фирмы и принимающий на себя бремя
ответственности за успех их проведения;
3. Предприниматель – это новатор,
внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы
организации дела;
4. Предприниматель – это человек, не
боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса.
В словарь: актив, уставной капитал.
Комментариев нет:
Отправить комментарий